На "BUBBLE Comics Con" 2023 я увидел книги на геймерскую тематику и, разумеется, сразу обратил своё внимание на ту, что лежала в центре прилавка: «Baldur’s Gate». Однако покупать её не стал; точно такая же книга, подаренная другом на день рождения, уже стояла на одной из моих книжных полок. Не просто «стояла», а была прочитана и даже перечитана; предлагаю вашему вниманию мой обзор на неё – начнём со вступления отечественного автора.
Не смотря на название книги, путешествием от истоков тут и не пахнет: уже в предисловии к Российскому изданию, буквально с первых страниц, Сергей Уланкин начинает петь дифирамбы «Baldur’s Gate III». Игра ещё не вышла и вряд ли выйдет скоро, а её уже хвалят… Ну-ну!
«Важная деталь: несмотря на цифру три в названии, это не прямое продолжение истории «Baldur’s Gate II», а скорее начало новой главы в этом мире.» - о как! Новая глава!
Позвольте, но ведь и герой первой части, и его спутники переносились во вторую, а затем и в третью (да, я считаю «Throne of Bhaal» третьей частью игры). А тут – новая глава, и, если я не ошибаюсь, никакого упоминания о происходившем в предыдущих частях. Нет, друзья, в таком случае вы просто не имеете права называть свою игру «Baldur’s Gate»!
Далее автор с восторгом описывает, что спутников теперь не пять, а три, что в игре исчезла пауза, что у героев нет мировоззрения!
Как?! Убрать одну из важнейших «фишек» первой части?! Для тех, кто не в курсе: паладин «Baldur’s Gate» мог быть только порядочно-добрым, и никак иначе: стоило ему совершить плохой поступок, как он навсегда превращался в обычного воина. Зато вор никак не мог быть порядочно-добрым, а рейнджер обязан быть исключительно нейтральным. Мировоззрение играло большую роль при создании дуал-классовых персонажей и комплектации партии. И вот теперь это убирают?!
«В третьей части «Baldur’s Gate» изменилось так много по сравнению с прошлым, что некоторые фанаты серии не признают, что игра – полноправная наследница франшизы. Есть даже расхожее мнение, что это та же самая «Divinity: Original Sin» по сути, только в другой вселенной и с другими правилами.»
Интересно, почему это фанаты не признают «Baldur’s Gate III» истинным продолжением саги? Вероятно потому, что игра слишком далеко отошла от оригинальной части. Например, вместо того, чтобы описать происходящее текстом, она переполнена кат-сценами; а «пауза» игры удалена в угоду пошаговому режиму.
«Знаменитая философия «Larian» под названием N+1 делает так, что испортить совместное прохождение просто невозможно.»
Да запросто! Попытался играть по сети в «Divinity: Original Sin»; но попытка завершилась полным провалом уже в Сайсиле: напарник рвался за пределы города, исследовать мир; я же предпочитал не выходить за стены, пока полностью не обследован город.
Ура, в игре не будет «загрузок» благодаря современной графике! Зато понадобится жутко дорогой по современным меркам системный блок, чтобы игра не «тормозила». Знаете, я не готов покупать новый системник ради возможности сыграть в игру, достоинства которой вызывают у меня сомнения.
Автор восторгается возможностью ролевого отыгрыша: интересно, а как он возможен, если у героев даже мировоззрения нет? «Вот здесь я договорюсь мирно, а тут – убью крестьянина, чтобы забрать у него еду, и мне ничего за это не будет!» - так, да?
Интересно, а хоть репутация в игре будет? Впрочем, на основании «Divinity: Original Sin -II» можно предположить: «Larian» крайне легко относится к потере репутации – даёшь торговцу взятку, и дело в шляпе. Как тут не вспомнить реакцию стражника на попытку подкупа в «Baldur’s Gate»: «Не оскорбляйте нас взятками!» - и мечом героя, мечом по голове!
«Компания «Larian» всегда слушает своих игроков.» - мне ли не знать на основании тесного общения с русским подразделением «Larian» в Санкт-Петербурге, работающим над «Divinity: Original Sin -II», что эта компания никогда не слушает своих игроков! Потратил уйму времени, пытаясь доказать, что игра должна быть сделана с учитыванием мнения тех, для кого она делается – бесполезно. Боюсь, что то же самое ожидает и «Baldur’s Gate III»…
Артур Мостовой, глава сегодняшнего Питерского офиса «Larian» заявляет: «Мы просто стараемся делать хорошие игры, в которые нам нравится играть самим…».
То же самое, почти слово в слово, я слышал от главы прежнего Питерского офиса «Larian», по отношению к игре, разрабатываемой его командой – «Encased». Как итог: где эта игра и где команда её разработчиков?
На этом обширное предисловие книги заканчивается (наконец-то!), оставляя после себя массу сомнений относительно будущей «третьей части» «Baldur’s Gate».
В первых трёх главах основного текста речь идёт о создании частей игры, о её особенностях: расписывать подробно не буду, ибо уже писал в предыдущих статьях на эти же темы. Но на «Baldur’s Gate II» - задержусь.
Максанс Деграндель меня крайне удивил: по его мнению, первая часть игры утомляет пространствами и «плохой» графикой: мол, графика второй лучше! Ну что же, сравните скриншоты и, не кривя душой, скажите, какой более красив?
А вот Врата Балдура и все части Аткатлы: какой город, по-вашему, более жизнерадостен?
Наконец, попробуйте определить, какие части общего скриншота относятся к первой игре, а какие – ко второй?
Далее он утверждает, что «Baldur’s Gate II» сразу после выхода из тюрьмы главного злодея даёт игроку «свободу». Какая же это свобода, если за пределы Аткатлы невозможно выйти, не получив определённый квест? Разве можно сравнить с «Baldur’s Gate», где геймеру сразу после вступления были доступны две трети локаций, без всяких квестов: иди, куда душе угодно?
«Журналисты и игроки сходились во мнении, что вторая часть оказалась гораздо круче.»
Да ну?! Это чем же? Игра – линейна; графика – хуже; самое мощное оружие – сборное (и не всегда его можно собрать: например, «Булава разрушения» находится в зависимости от иллитиевой руды: либо оружие, либо - статуэтка); лучшие доспехи – сборные; присутствуют не все спутники первой части, а некоторые – стали врагами. По моему скромному мнению, портреты спутников тоже испортили – за исключением, пожалуй, Виконии.
Хоть это и не относится к главной теме книги, не могу пройти мимо одной неправильной фразы: «Fallout: Brotherhood of Steel потерпела полное фиаско.»
Чушь! Совершенно великолепная игра, уступающая предшественницам только в количестве и качестве диалогов; а по некоторым аспектам (оружейный, экипировочный, транспортный, партийный) – превосходящая их.
В следующих главах речь идёт о создании «Baldur’s Gate: Dark Alliance»; о музыке в игре; о сотворении «Dungeons & Dragons»; пока в седьмой главе, наконец не подходит к первой части «Baldur’s Gate»: с описанием предыстории происходящего и даже кратким прохождением игры.
А затем следует текстовое описание «Baldur's Gate: Siege of Dragonspair» - к моему великому сожалению, я не играл в эту игру, а ведь она рассказывает о происходящем между первой и второй частями!
И, конечно же, история продолжается «Baldur’s Gate II: Shadows of Amn», а завершается «Baldur’s Gate II: Throne of Bhaal». Правда, у «Larian» на этот счёт другое мнение…
В восьмой главе нам немного расскажут о кусочке Торила – Побережье Мечей; а также о богах, наиболее опасных врагах и замечательных героях, включая Дриззта До’Урден (к чести переводчиков этой книги, они не стали коверкать имя героя).
В девятой главе совершенно неожиданно Максанс Деграндель вновь возвращается к первой части, начиная с генерации героя; но очень быстро переходит к восхвалению «Baldur’s Gate II: Shadows of Amn», всячески стараясь подчеркнуть её «преимущества» по сравнению с первой частью.
(Лично у меня сложилось впечатление, что, судя по множеству ошибочных утверждений, автор вообще не играл в первую часть, поверхностно ознакомился со второй, а для создания книги использовал отзывы критиков. Чего стоит утверждение, что Имоен может обезвредить ловушки в тюрьме Иреникуса, в то время, как задуаленная в мага сестра героя даже не способна их обнаружить! Или заявление, что только во второй части игрок знакомится с механикой вытягивания уровней: на самом деле их вытягивают у него ещё в первой части, на верхнем этаже башни Дурлага; причём без возможности восстановления!)
Десятая глава повествует о наследниках «Baldur’s Gate»: серии игр «Neverwinter Nights», «Pillars of Eternity» и «Pathfinder: Kingmaker». О третьей игре не знаю ничего, но первые две мне понравились гораздо меньше, чем их великолепная во всех смыслах предшественница. Хотя бы потому, что большинство предметов экипировки не привязаны к конкретным точкам, а их качество – увы! – зависит от уровня героя: в «Baldur’s Gate» нет и не может быть подобных глупостей.
В заключение книги автор пишет: «Можно поспорить о том, стоит ли вообще издавать «Baldur’s Gate III» в рамках серии «Baldur’s Gate».
Отвечу ему словами Владимира Косова, с которыми я полностью согласен: «Для меня есть лишь три непреодолимые страсти в игровом мире: пиксель-арт, изометрия, тактика. Если же в моей жизни и была знаковая игра, то без сомнения ей была «Baldur’s Gate».
Конечно, я рекомендую книгу к прочтению, и не только фанатам «Baldur’s Gate»: всегда интересно узнать, с каким трудом, кем и как именно создавалось что-то выдающееся из мира игр.
Удачи всем вам!